Russian Belarusian English

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МАТЬ И ДИТЯ

г. Минск, ул. Орловская, 66  Схема проезда
СПРАВОЧНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА: +375 (17) 221-42-72
РЕГИСТРАТУРА: консультативно-поликлиническое отделение (дети от 0 до 18 лет),
+375 (17) 365-08-19, 363-58-98
Смотреть все телефоны

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МАТЬ И ДИТЯ

г. Минск, ул. Орловская, 66  Схема проезда
СПРАВОЧНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА: +375 (17) 221-42-72
РЕГИСТРАТУРА: консультативно-поликлиническое отделение (дети от 0 до 18 лет),
+375 (17) 365-08-19, 363-58-98
Смотреть все телефоны
Russian Belarusian English

Задержка речевого развития у детей

Часто родители обращаются к детскому неврологу с жалобой, что ребенок «не говорит», «мало говорит» или вовсе не понимает обращенную речь.

Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Речь ребенка не является врожденной способностью, она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Для нормального речевого развития необходима слаженная работа многих структур организма, в частности органов слуха, зрения, мышечного аппарата, челюстно-лицевых структур, органов дыхательной системы и, конечно, нервной системы.

Под задержками речевого развития (ЗРР) обычно понимают отставание в формировании устной речи по сравнению со средневозрастными показателями у детей в возрасте до 3 – 4-х лет.

Встречается у 8 – 10 % детей, чаще у мальчиков.

Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальном росте и поведении, затрудняют обучение и общение с окружающими.

Развитие речевых навыков в норме.

Для своевременной и точной диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития.

Возникновению собственно речи предшествует предречевой период, который начинается с первых месяцев жизни ребенка. Происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. К 1,5 – 3 месяцам малыш начинает издавать протяжные, преимущественно гласные звуки. Это этап гуления. В 4 – 6 месяцев появляются цепочки из звуков, так называемая «свирель». В 6 – 7 месяцев ребенок начинает лепетать (появляются согласные звуки, простые слоги), в 8 – 11 месяцев лепет уже модулированный, т.е. слоги произносятся с разной интонацией. Первые слова дети произносят к концу первого года жизни. Одновременно происходит активное формирование понимания речи.

Важным показателем развития речи до 1,5 – 2 лет является не столько собственно произношение, сколько понимание обращенной речи (рецептивная речь). Ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, хорошо понимать обращенную к нему речь, узнавать названия многих предметов и картинок, выполнять простые бытовые просьбы-инструкции. На втором году жизни слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.

 Основные показатели нормального развития речи от 1 года до 4-х лет:

  • Появление ясной, осмысленной речи (слов) – 9 – 18 месяцев.
  • Сначала (до полутора лет) ребенок в основном учится понимать речь, а с 1,5 – 2 лет у него быстро развивается активная речь, растет словарный запас. Количество слов, которые малыш понимает (пассивный словарь), пока больше количества слов, которые он может произнести (активный словарь).
  • Появление фраз из 2-х слов – 1,5 – 2 года, из 3-х слов – 2 – 2,5 года, из 4-х и более слов – 3 – 4 года.
  • Объем активного словаря:

– к 1,5 годам дети произносят 5 – 20 слов,

– 2-м годам – до 150 – 300 слов,

– 3-м годам – до 800 – 1000 слов,

– 4-м годам – до 2000 слов.

Овладение речью достаточно индивидуальный процесс, который зависит от множества разнообразных факторов. Тут играет роль и окружение, и склад характера, и психическое развитие малыша.

Беспокойство должны вызывать дети, которые не пытаются говорить в 2 – 2,5 года. Однако определенные предпосылки для неблагополучия в речевом развитии родители могут заметить и раньше. На первом году жизни должны настораживать отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления, лепета, первых слов, реакции на речь взрослых и интереса к ней; в один год – ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную к нему речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к плачу; на втором году – отсутствие интереса к речевой активности, пополнения пассивного и активного словаря, появления фраз, неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинке.

Возможные причины задержки речевого развития

В целом причины задержки речевого развития можно разделить на биологические и социальные.

К биологическим причинам относятся:

  • Перинатальное поражение головного мозга (гипоксия/асфиксия плода, гидроцефалия, нарушение формирования головного мозга, врождённая патология органов слуха, речи, родовая травма, обвитие шеи пуповиной, длительный безводный период, внутриутробные инфекции и др.);
  • Недоношенность (особенно с малым сроком гестации);
  • Болезни в раннем детстве (ядерная желтуха, черепно-мозговые травмы, гипотрофия, менингиты и менингоэнцефалиты, частые ОРВИ и другие болезни);
  • Нарушения слуха, которые не позволяют ребенку воспринимать вербальную речь (например, врожденная глухота как следствие внутриутробных инфекций, генетических заболеваний, токсического действия различных веществ на организм человека или постнатально перенесенного среднего отита);
  • Пороки развития челюстно-лицевого аппарата;
  • Наследственные болезни обмена веществ, приводящие к задержке всех сфер психомоторного развития ребенка (фенилкетонурия, гликогенозы, тирозинемия и другие);
  • Хромосомные синдромальные заболевания (синдром Дауна);
  • Аутизм или общее отставание в психическом развитии;
  • Заболевания гортани и отделов дыхательной системы, участвующих в процессе голосообразования;
  • Хронические тяжелые соматические заболевания, приводящие к нарушению питания клеток головного мозга (тяжелая печеночная недостаточность, муковисцидоз, врожденные пороки сердца, нарушения пищеварения и т.д.);
  • Наследственность (медленное созревание речевых центров может быть обусловлено генетическими факторами).

К социальным причинам ЗРР у детей можно отнести:

  • Невостребованность речевого общения (ребёнок растёт в семье «молчунов», близкие практически не общаются друг с другом. Либо, напротив, родители предугадывают все желания малыша, поэтому ему незачем говорить);
  • Педагогическая запущенность (никто не уделяет внимания младенцу: не играет с ним, не разговаривает в достаточной мере. Сюда же относится ситуация, когда ребёнок много времени проводит один в больнице или другом социальном учреждении);
  • Психологическая травма (сильный испуг, неблагоприятный климат в семье, другие стрессовые факторы);
  • Дисгармоничное воспитание (доминирующая гиперпроекция, педагогическая непоследовательность);
  • Билингвизм (дети позже начинают говорить в силу двойной нагрузки на речевой центр).

Нарушения слуха представляют собой наиболее распространенную причину изолированной задержки речевого развития. Даже умеренно выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к отставанию в развитии речи. При подозрении на частичную или полную потерю слуха у ребенка с изолированной задержкой развития речи необходимо провести аудиологическое исследование. Чем раньше будут обнаружены дефекты слуха, тем быстрее можно будет начать соответствующую коррекционную работу с ребенком или снабдить его слуховым аппаратом.

У недоношенных новорожденных, особенно с малым сроком гестации, важный период развития ЦНС (межнейрональная организация и интенсивная миелинизация) происходит не внутриутробно, а в сложных условиях постнатальной адаптации. Продолжительность этого периода может варьировать от 2–3-х недель до 2–3-х месяцев, причем этот период часто сопровождается развитием различных инфекционных и соматических осложнений, что служит дополнительным фактором, обусловливающим нарушения психомоторного и речевого развития у незрелых и недоношенных детей. Как показали исследования, приблизительно у половины глубоко недоношенных детей наблюдается задержка речевого развития, а в школьном возрасте – трудности обучения, проблемы с чтением и письмом, концентрацией внимания и контролем поведения.

Классификация

В зависимости от ведущих нарушений, лежащих в основе речевых расстройств у детей, неврологи используют следующую их клиническую классификацию:

  1. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением ЦНС:
  • Афазии – распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон (ранее ребенок разговаривал, но перестал, например, после перенесенного менингоэнцефалита или черепно-мозговой травмы);
  • Алалии – системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. Выделяют моторную, при которой ребенок не говорит, но понимает речь и сенсомоторную –не воспринимает речь и не говорит;
  • Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры.
  1. Функциональные нарушения речи (заикание, мутизм и сурдомутизм).
  2. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (заячья губа, расщелина верхнего нёба).
  3. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).

Педагоги используют классификацию, позволяющую объединить детей в группы со схожим уровнем речевого развития:

  • Первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) – дети, которые не говорят совсем либо произносят только простые слова;
  • Второй уровень общего недоразвития речи – дети используют простые фразы;
  • Третий уровень общего недоразвития речи – говорят предложениями, но в речи много ошибок (путают окончания, предлоги, рода, падежи).

Диагностика ЗРР

Задержку речевого развития выставляет невролог и логопед-дефектолог. ЗРР – это синдром и для постановки такого диагноза достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи.

Для выяснения причины ЗРР невролог может назначить обследование (ЭЭГ, КТ/МРТ головного мозга) и консультацию врачей других специальностей (психоневролога, сурдолога, генетика и др.).

Когда нужно обратиться к врачу

Любые нарушения в развитии речи – повод для безотлагательного обращения к специалистам – врачу, логопеду, психологу. Это тем более важно, что именно в первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, в том числе речи, лучше всего поддаются коррекции.

ЗРР важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: эти дети избегают взгляда в глаза, часто не реагируют на свое имя, не выполняют просьбы, не любят прикосновений, чувствительны к определенным звукам. Для них характерно наличие стереотипных движений. Речь может присутствовать, но чаще в виде неосмысленного повторения (эхолалия). При подозрении на аутизм необходимо как можно раньше обратиться к специалистам, т.к. при своевременной коррекции прогнозы значительно лучше.

Лечение ЗРР

Поскольку ЗРР представляет собой сложную медико-психолого-педагогическую проблему, особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля.

Основными направлениями комплексной терапии являются: логопедическая работа, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, медикаментозное лечение. Логопедическая помощь носит индивидуальный, дифференцированный характер в зависимости от ряда факторов: ведущих механизмов и симптомов речевых нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Логопедические и психолого-педагогические коррекционные мероприятия представляют собой целенаправленный, сложно организованный процесс, который осуществляется длительно и систематически.

Наиболее полной коррекции нарушений развития речи способствует своевременное применение препаратов ноотропного ряда. Их назначение оправдано, исходя из основных эффектов этой группы лекарственных средств: ноотропного, стимулирующего, нейротрофического, нейрометаболического, нейропротективного.

Профилактика

Общение с ребенком следует начинать с первого дня жизни. Для нормального речевого развития малыш должен слышать речь окружающих: ласковые слова, колыбельные, потешки, детские стихи.

Для полноценного развития ребенка желательно не включать телевизор фоном, минимизировать просмотр мультфильмов и игры в гаджетах, читать ребенку книги по возрасту, заниматься развитием мелкой моторики и больше общаться со своим малышом. Внимательно относитесь к здоровью и развитию своего ребенка на разных этапах жизни, поскольку любую проблему легче и эффективнее решать в самом ее начале.

Будьте здоровы!

Врач детский невролог консультативно-поликлинического отделения ГУ РНПЦ «Мать и дитя» Сенькова Ольга Владимировна