Russian Belarusian English

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МАТЬ И ДИТЯ

г. Минск, ул. Орловская, 66  Схема проезда
СПРАВОЧНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА: +375 (17) 221-42-72
РЕГИСТРАТУРА: консультативно-поликлиническое отделение (дети от 0 до 18 лет),
+375 (17) 365-08-19, 363-58-98
Смотреть все телефоны

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МАТЬ И ДИТЯ

г. Минск, ул. Орловская, 66  Схема проезда
СПРАВОЧНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА: +375 (17) 221-42-72
РЕГИСТРАТУРА: консультативно-поликлиническое отделение (дети от 0 до 18 лет),
+375 (17) 365-08-19, 363-58-98
Смотреть все телефоны
Russian Belarusian English

Психическое здоровье ребенка на первом году жизни

Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребёнка. Мозг развивается в наиболее высоком темпе. К концу первого года жизни ребенок овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращенной речи.

Все дети растут и развиваются по похожему образцу, но у каждого ребенка свои собственные темпы развития, которые зависят от многих факторов. Родители могут выявить признаки возможных отклонений развития у ребенка, наблюдая как ребенок реагирует на прикосновения, звуки, движение.  При любом подозрении на задержку развития необходимо провести комплексное медицинское, логопедическое, психологическое обследование ребенка.

Развитие ребенка первого года жизни определяется такими сферами: моторика, восприятие, эмоции, речь.

Показатели развития

Возраст Умения ребенка
1 месяц Фиксирует взгляд, прослеживает яркие предметы и движение руки, прислушивается к звукам и голосам, неосознанно улыбается, сосет грудь и касаться ее своими руками
1-3 месяца Комплекс оживления – улыбка, гуление, движение руками, ногами, выпрямляет их, удерживает голову  в вертикальном положении на руках, лежа на животе
3-6 месяцев Поворачивает голову на звуки, удерживает игрушку в руке, комплекс оживления, начинает произносить отдельные слоги (начало лепета), имитирует мимику взрослого, сидет с опорой, переворачивается в обе стороны
6-9 месяцев Манипулирует игрушками, производит разнообразные действия с предметами, активно ползает, ходит при поддержке за руки, пьет из чашки, которую держат, выполняет разные действия (дай, где)
9-12 месяцев Рассматривает картинки, различает предметы по форме, узнает по фотографии знакомого человека, самостоятельно пьет из чашки, манипулирует игрушками, берет мелкие предметы, знает свое имя, самостоятельно ходит или делает самостоятельно несколько шагов без поддержки

От рождения до одного года нужно ежемесячно взвешивать ребенка, измерять его рост и окружность головы, стимулировать двигательную активность. До 2-2,5 месяцев (и дольше) голову ребенка обязательно нужно поддерживать. С 2,5- 3 месяцев можно носить ребенка спиной к себе, одной рукой держа его на уровне груди, другой – на уровне бедер.

На развитие физических и интеллектуальных способностей ребенка играет окружающая среда и воспитание. В любом возрасте необходимо общение с родителями и другими взрослыми. Качество эмоционального взаимодействия с ребенком, стиль воспитания определяют его дальнейшее психическое развитие.

Психолог лаборатории проблем здоровья детей и подростков РНПЦ «Мать и дитя»

Наталья Шумская