ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ
Просвещение и информирование населения о вреде потребления табака
Большинство курящих людей информировано о вреде потребления табака в целом, но не имеют четкого представления о широком спектре конкретных заболеваний, вызываемых потреблением табака, о вероятности инвалидности и преждевременной смерти от длительного потребления табака, о темпах и степени привыкания к никотину.
Основными мерами по информированию населения о вреде потребления табака являются:
повышение осознания риска развития тяжелых хронических заболеваний, а также развития табачной зависимости у человека в результате потребления табака, включая пассивное курение;
разъяснение особенностей влияния табака на развитие детского организма, физиологически обусловленных причин необходимости организации повышенной защиты детей, подростков и беременных женщин от потребления табака;
разрушение имиджа табака как современного и модного атрибута жизни, признание потребление табака неприемлемым для общества;
создание положительного примера некурящей семьи, а также разъяснение влияния потребления табака родителями на приобщение детей и подростков к потреблению табака;
разработка и установление механизма координации информационных и обучающих программ и кампаний по формированию здорового образа жизни среди различных категорий населения, особенно детей, подростков и беременных женщин;
подготовка работников здравоохранения, образования, социальной сферы, средств массовой информации для осуществления разъяснительной работы о пагубном воздействии табака на здоровье;
повышение ответственности работодателей за курение работников на рабочих местах;
разъяснение населению методов, используемых табачными компаниями для привлечения различных групп населения к потреблению табака и поддержанию их приверженности данной привычке;
укрепление инфраструктуры и потенциала организаций, отвечающих за санитарное просвещение, совершенствование методов их работы и программ обучения;
разработка и реализация специальных медиапроектов, направленных на различные группы населения (дети, беременные женщины, работники сферы образования, здравоохранения и культуры), с использованием средств коммуникации (почта, пресса, телевидение, радио, транзитная антиреклама, сеть Интернет, открытая консультативная телефонная линия);
разработка и размещение социальной рекламы, подготовка и издание научно-популярной литературы, направленной на антитабачную пропаганду, распространение их через средства массовой информации, медицинские, образовательные и торговые организации, библиотеки;
разработка и внедрение механизмов экспертизы информационных проектов, воспитательных, образовательных и игровых программ антитабачной направленности;
привлечение институтов гражданского общества к информированию о вредном воздействии табака и развитию мотивации к отказу отпотребления табака среди взрослого населения.
Поэтапный запрет всех видов рекламы, спонсорства и стимулирования
продажи табачных изделий
В настоящее время в РБ в телевизионных передачах, спектаклях и фильмах содержатся сцены, демонстрирующие курение табака и способствующие распространению положительного образа табакокурения.
Поэтапный запрет стимулирования продажи табачных изделий должен применяться к любым формам передачи коммерческой информации, рекомендаций или действий и к любым видам вклада в событие или мероприятие с целью, результатом или вероятным результатом прямого либо косвенного стимулирования продажи табачного изделия или употребления табака.
Основными мерами, направленными на поэтапный запрет стимулирования продажи табачных изделий, являются:
введение полного запрета на трансграничную рекламу, стимулирование продажи табачных изделий, а также осуществление контроля и мер административной ответственности за его нарушение;
введение запрета на использование табачных торговых марок в отношении продукции, не относящейся к табачной;
создание механизма, препятствующего распространению в качестве социальной рекламы любых форм рекламы табака или рекламы антитабачной направленности, разработанной при участии или поддержке табачных компаний.