Russian Belarusian English

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МАТЬ И ДИТЯ

г. Минск, ул. Орловская, 66  Схема проезда
СПРАВОЧНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА: +375 (17) 221-42-72
РЕГИСТРАТУРА: консультативно-поликлиническое отделение (дети от 0 до 18 лет),
+375 (17) 365-08-19, 363-58-98
Смотреть все телефоны

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МАТЬ И ДИТЯ

г. Минск, ул. Орловская, 66  Схема проезда
СПРАВОЧНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА: +375 (17) 221-42-72
РЕГИСТРАТУРА: консультативно-поликлиническое отделение (дети от 0 до 18 лет),
+375 (17) 365-08-19, 363-58-98
Смотреть все телефоны
Russian Belarusian English

Игры и игрушки для детей раннего возраста

Ранний возраст – когда начинается речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире – очень важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое.

Для ребёнка игра – это главный способ познания мира, уже к 2-м годам ребёнок проигрывает отдельные сюжеты, а игрушка является неотделимой частью игры. Значение игрушки для психического развития ребенка тем выше, чем меньше ребенок. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей первых лет жизни.

Дети в возрасте до 3-хлет не только не умеют играть вместе, они не все умеют играть самостоятельно. Главная задача взрослого состоит в том, чтобы научить малыша действовать с игрушками. Поэтому взрослый сначала помогает ребёнку в играх с игрушками и наделяет её определёнными положительными качествами. Позже ребёнок делает это самостоятельно, по своему усмотрению. Играя, ребёнок переживает со своей игрушкой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Необходимо эмоционально заинтересовать сына/дочь игрой, обыграть ситуацию так, чтобы малышу захотелось играть, заниматься или что-то делать: играть в прятки с игрушечным медвежонком, убирать игрушки в ящик с помощью «подъемного крана» (маминой руки), соревноваться с машинкой и т.д.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребенка, является подбор игрушек. Игрушки ля детей младшего дошкольного возраста надо выбирать, а не собирать.

Существует несколько общепринятых рекомендаций, которые могут помочь родителям выбрать игрушку для малыша:

  • качество и безопасность (без острых углов, без вредных химических покрытий). Малыш обязательно пробует игрушки «на зуб», поэтому не допускается наличие плохо зафиксированных мелких деталей, длинных шнурков, легко повреждающегося покрытия.
  • возрастная рекомендация на упаковке. Игрушка не по возрасту может оказаться скучной или слишком сложной для малыша. Пользы для развития она не принесет. Для детей раннего возраста игрушка должна быть увлекательной и познавательной. Лучшие игрушки для детей старше 1 года развивают мелкую моторику рук, логику, память, внимание.
  • натуральные материалы — это дерево, шерсть, ткань. Пластиковые игрушки не должны иметь резкого неприятного запаха или быть неестественно ярких цветов. Цвет игрушек должен быть натуральным, мягким, чтобы не раздражать кроху. Игрушка должна быть красивой и приятной на ощупь. Это закладывает в ребенке основы вкуса и красоты.
  • старайтесь избегать электронных игрушек – поющих, светящихся и т. д. Они только мешают развитию ребенка, не давая воли его фантазии.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые кубики, пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, коробочки-стаканчики, мисочки разных размеров, которые как матрешки вкладываются друг в друга. Купите также большой легкий мяч, который не будет закатываться под кровать или шкаф, и малыш сможет играть с ним в комнате, толкая ножкой либо подбрасывая вверх. Такие игрушки приносят детям радость и отлично влияют на ранее развитие интеллекта.

Детишек от двух лет можно знакомить с мягкими игрушками. Ребенок в таком возрасте уже не тянет их в рот, такая игрушка станет малышу другом, с которым он быстрее будет засыпать и охотнее кушать. Присутствие «мягкого» друга сделает ребенка более уверенным и поможет адаптироваться к новой обстановке, например, в детском саду. К своим любимым мягким игрушкам дети начинают испытывать эмоциональную привязанность, ухаживать за ними, у них формируются такие качества, как заботливость, ответственность и гуманное отношение к окружающим. Мягкие игрушки и куклы нужны детям для сюжетно-ролевых игр. Обыгрывая различные ситуации из жизни или увиденные в мультфильмах, у малышей хорошо развивается мышление, память и воображение. Почти всех деток привлекают музыкальные игрушки в виде дудочки, барабана, гармошки, мини-пианино.

Чтобы приучить ребенка к аккуратности и самостоятельности, обеспечьте его большой коробкой или другой емкостью, куда он сможет складывать после игры свои кубики, машинки, мячики и другие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик

Маленьких деток часто интересуют предметы живой природы, поэтому для игр они нередко собирают всевозможные веточки, палочки, листочки, шишки, камешки и ракушки. Лучше узнать окружающий мир малышу помогут также детские игрушки в виде различных зверушек.

Малыши от трех лет начинают активно включаться в мир социальных взаимоотношений и понимать, что каждый человек выполняет какую-то работу, что у каждого есть определенная профессия. Поэтому игрушки для детей данной возрастной категории – это, прежде всего, принадлежности для ролевых игр (например, детская посуда, наборы для доктора или парикмахера). Сюда же можно отнести и игрушки-орудия (ведерка, лопатки, совочки, разные формочки). Также детишки не утрачивают интерес к сюжетно-ролевым играм, однако начинают увлекаться более сложными игрушками: различными конструкторами, пазлами, что развивает их логику, терпение и усидчивость. В таком возрасте дети учатся использовать одни и те же игрушки для разных игр. Это способствует развитию фантазии, образного мышления ребенка, обогащению его внутреннего мира.

Спортивные игрушки не только помогают развитию мышц, координации движений, моторики и дыхательной системы, а также формируют в маленьком человеке такие полезные качества, как сила воли, выдержка и настойчивость. Кроме прочего, детские игрушки и игры оказывают огромное влияние на социальную адаптацию и коммуникативное развитие, поскольку дети, играя вместе, учатся общаться и эффективно взаимодействовать друг с другом.

Детей нужно обучать не только математике, английскому языку и рисованию. Их нужно учить правильному построению отношений с окружающими, позитивному восприятию других людей, сочувствию, дружбе. Все эти важные качества малыш тренирует, общаясь с игрушками. Именно кукле он впервые оказывает помощь, именно ей сочувствует, её успокаивает и жалеет, с ней разговаривает. Эмоции, пережитые в воображаемом общении с развивающими игрушками, станут для него в будущем основой построения отношений с окружающими людьми.

 

Научный сотрудник лаборатории клинической неонатологии, реабилитации новорожденных и детей первого года жизни РНПЦ «Мать и дитя»

Печкурова Ольга Николаевна